Информация о средствах обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

В методическом кабинете для  проведения практических занятий представлены в полном объеме программно-методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методический материал, аудио - и видеоматериалы, подписные издания по дошкольному образованию:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.).

В кабинете учителя-логопеда для  проведения практических занятий  сосредоточен дидактический материал по коррекции развития речи, художественная детская литература, наглядно-дидактические пособия и игры для работы с детьми, материалы консультаций для педагогов и родителей в условиях консультативного пункта.

Направление логопедической работы
Средства обучения и воспитания
Общие речевые навыки

Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д.

Высота, темп, ритм – визуальные карточки

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д.

Общая, ручная и артикуляционная моторика
Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки.
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, зрительно- пространственные представления
Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр.
Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
Картинный материал по лексическим темам, пазлы и др.
Фонетическая сторона речи
Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно- печатные игры и др.
Словарь импрессивной и экспрессивной речи

Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов.

Наборы домашних и диких животных, жарких и холодных стран, морские обитатели и др.

Грамматические стереотипы
Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др.
Синтаксическая структура предложения, связная речь
Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал.
Обучение грамоте
Азбука настольная, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др.


В музыкальном зале для  проведения практических занятий имеются необходимые технические средства, включая интерактивную доску, фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты, дидактические наглядные пособия и игры по развитию музыкальных способностей, атрибуты и костюмы для инсценировок, спектаклей.

  • Барабан (6 шт.)
  • Бубен (10 шт.)
  • Ксилофон(3 шт.)
  • Металлофон (5 шт.)
  • Маракас  (4 шт.)
  • Бубенцы ( 5 шт.)
  • Колокольчики (3 шт.)
  • Кастаньеты (6 шт.)
  • Треугольники (3 шт.)
  • Трещотки (2 шт.)
  • Ложки
  • Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных
  • Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Комплект CD-дисков со звуками природы
  • Проектор(1шт.)
  • Музыкальный центр(2шт.)
  • Ноутбук(1шт.)
  • Пианино(1шт.)

Физкультурный зал для  проведения практических занятий оснащен необходимым спортивным инвентарем для проведения занятий с детьми:

  • Мяч-фитбол для гимнастики  (диаметр не менее 55 см) (10шт.)
  • Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований (28 элементов: поролоновые фигуры различных геометрических форм, обтянутые винили кожей, высотой 10 см с размером большей стороны не менее 30 см или диаметром не менее 20 см)
  • Обруч пластмассовый плоский диаметром 65 см (5 шт.)
  • Обруч пластмассовый плоский диаметром 50 см (5 шт.)
  • Обруч пластмассовый плоский диаметром 35 см (10 шт.)
  • Батут с держателем (диаметр 82 см, ручка 96 см, высота 20 см) (1шт.)
  • Беговая дорожка детская (70 х 60 х 80 см) (1шт.)
  • Велотренажер детский (55 х 35 х 70 см) (1шт.)
  • Гребной тренажер (94 х 37 х 30 см) (1шт.)
  • Мини-степпер (39 х 31 х 87 см, длина педалей 33 см) (1шт.)
  • Мат гимнастический 2,0х1,0х0,1 цветной(1шт.)
  • Скамейка гимнастическая 2м.(2шт.)
  • Скамейка гимнастическая 3,0 м.(2шт.)
  • Щит баскетбольный навесной на швед. 930х670мм ламинированая фанера(1шт.)
  • Тоннель с двумя обручами длина 2,5 м d-750мм (2шт.)
  • Стенка гимнастическая шведская 670х1900 мм детская(6шт.)
  • Дуга для подлезания h=50см. (10шт.)
  • Мостик –качалка 1,2 м(2шт.)
  • Доска наклонная ребристая 1,5м(2шт.)
  • Доска наклонная гладкая с металлическими зацепами(2шт.)
  • Лестница стремянка 2 секции 110х90см(2шт.)
  • Набор мягких модулей 19 элементов «Паравозик» (1шт.)
  • Мат детский с разметками(2шт.)

В каждой группе для детей, оборудованы центры для самостоятельной двигательной активности, центры, оснащённые современным дидактическим материалом и пособиями как игровой, так и продуктивной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы, окружающей жизни, развитию их речи, формированию поведенческих навыков и общению.

Для  проведения практических занятий в группах есть компьютерное оборудование, интерактивные доски для оптимизации образовательного процесса, оснащенные программно-методическими материалами, учебно-дидактическими пособиями, раздаточным и демонстрационным материалом.

Организация и расположение предметов развивающей среды для  проведения практических занятий осуществляются педагогами рационально, удобно для детей, что способствует эмоциональному благополучию каждого ребенка, создает у него чувство защищенности, способствует его интересам. Игровой материал периодически меняется, постоянно пополняется в зависимости от возрастных особенностей детей и с учетом индивидуальных склонностей и интересов, «зоны ближайшего развития».

В каждой возрастной группе для  проведения практических занятий имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.

Специально оборудованная развивающая среда для  проведения практических занятий создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

В каждой возрастной группе для  проведения практических занятий имеется необходимое физкультурное оборудование. Для оздоровительной работы с детьми активно используются «дыхательные трубочки» и «массажные варежки», коррекционные метки по профилактике нарушения зрения детей. Для развития мелкой моторики рук и координации движений в каждой группе созданы «логопедические коврики»

Для развития у дошкольников логико-математического мышления, навыков счета  и знакомства с математическими понятиями и законами  в группах созданы уголки «Занимательная математика» и представлены различными  дидактическими играми, пособиями, схемами, лабиринтами.