Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
В методическом кабинете для проведения практических занятий представлены в полном объеме программно-методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методический материал, аудио - и видеоматериалы, подписные издания по дошкольному образованию:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.).
В кабинете учителя-логопеда для проведения практических занятий сосредоточен дидактический материал по коррекции развития речи, художественная детская литература, наглядно-дидактические пособия и игры для работы с детьми, материалы консультаций для педагогов и родителей в условиях консультативного пункта.
Направление логопедической работы | Средства обучения и воспитания |
Общие речевые навыки | Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д. Высота, темп, ритм – визуальные карточки Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д. |
Общая, ручная и артикуляционная моторика | Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки. |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, зрительно- пространственные представления | Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр. |
Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации | Картинный материал по лексическим темам, пазлы и др. |
Фонетическая сторона речи | Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно- печатные игры и др. |
Словарь импрессивной и экспрессивной речи | Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов. Наборы домашних и диких животных, жарких и холодных стран, морские обитатели и др. |
Грамматические стереотипы | Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др. |
Синтаксическая структура предложения, связная речь | Сюжетные картинки, серии картинок, игрушки, схемы предложений: демонстрационный и раздаточный материал. |
Обучение грамоте | Азбука настольная, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др. |
В музыкальном зале для проведения практических занятий имеются необходимые технические средства, включая интерактивную доску, фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты, дидактические наглядные пособия и игры по развитию музыкальных способностей, атрибуты и костюмы для инсценировок, спектаклей.
- Барабан (6 шт.)
- Бубен (10 шт.)
- Ксилофон(3 шт.)
- Металлофон (5 шт.)
- Маракас (4 шт.)
- Бубенцы ( 5 шт.)
- Колокольчики (3 шт.)
- Кастаньеты (6 шт.)
- Треугольники (3 шт.)
- Трещотки (2 шт.)
- Ложки
- Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных
- Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями
- Комплект CD-дисков со звуками природы
- Проектор(1шт.)
- Музыкальный центр(2шт.)
- Ноутбук(1шт.)
- Пианино(1шт.)
Физкультурный зал для проведения практических занятий оснащен необходимым спортивным инвентарем для проведения занятий с детьми:
- Мяч-фитбол для гимнастики (диаметр не менее 55 см) (10шт.)
- Набор мягких модулей для спортивных игр и соревнований (28 элементов: поролоновые фигуры различных геометрических форм, обтянутые винили кожей, высотой 10 см с размером большей стороны не менее 30 см или диаметром не менее 20 см)
- Обруч пластмассовый плоский диаметром 65 см (5 шт.)
- Обруч пластмассовый плоский диаметром 50 см (5 шт.)
- Обруч пластмассовый плоский диаметром 35 см (10 шт.)
- Батут с держателем (диаметр 82 см, ручка 96 см, высота 20 см) (1шт.)
- Беговая дорожка детская (70 х 60 х 80 см) (1шт.)
- Велотренажер детский (55 х 35 х 70 см) (1шт.)
- Гребной тренажер (94 х 37 х 30 см) (1шт.)
- Мини-степпер (39 х 31 х 87 см, длина педалей 33 см) (1шт.)
- Мат гимнастический 2,0х1,0х0,1 цветной(1шт.)
- Скамейка гимнастическая 2м.(2шт.)
- Скамейка гимнастическая 3,0 м.(2шт.)
- Щит баскетбольный навесной на швед. 930х670мм ламинированая фанера(1шт.)
- Тоннель с двумя обручами длина 2,5 м d-750мм (2шт.)
- Стенка гимнастическая шведская 670х1900 мм детская(6шт.)
- Дуга для подлезания h=50см. (10шт.)
- Мостик –качалка 1,2 м(2шт.)
- Доска наклонная ребристая 1,5м(2шт.)
- Доска наклонная гладкая с металлическими зацепами(2шт.)
- Лестница стремянка 2 секции 110х90см(2шт.)
- Набор мягких модулей 19 элементов «Паравозик» (1шт.)
- Мат детский с разметками(2шт.)
В каждой группе для детей, оборудованы центры для самостоятельной двигательной активности, центры, оснащённые современным дидактическим материалом и пособиями как игровой, так и продуктивной направленности: музыкальной, театрализованной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, что способствует ознакомлению детей с явлениями и предметами природы, окружающей жизни, развитию их речи, формированию поведенческих навыков и общению.
Для проведения практических занятий в группах есть компьютерное оборудование, интерактивные доски для оптимизации образовательного процесса, оснащенные программно-методическими материалами, учебно-дидактическими пособиями, раздаточным и демонстрационным материалом.
Организация и расположение предметов развивающей среды для проведения практических занятий осуществляются педагогами рационально, удобно для детей, что способствует эмоциональному благополучию каждого ребенка, создает у него чувство защищенности, способствует его интересам. Игровой материал периодически меняется, постоянно пополняется в зависимости от возрастных особенностей детей и с учетом индивидуальных склонностей и интересов, «зоны ближайшего развития».
В каждой возрастной группе для проведения практических занятий имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда для проведения практических занятий создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
В каждой возрастной группе для проведения практических занятий имеется необходимое физкультурное оборудование. Для оздоровительной работы с детьми активно используются «дыхательные трубочки» и «массажные варежки», коррекционные метки по профилактике нарушения зрения детей. Для развития мелкой моторики рук и координации движений в каждой группе созданы «логопедические коврики»
Для развития у дошкольников логико-математического мышления, навыков счета и знакомства с математическими понятиями и законами в группах созданы уголки «Занимательная математика» и представлены различными дидактическими играми, пособиями, схемами, лабиринтами.